Новые ставки судебного сбора. Взыскание морального ущерба теперь дорого обойдется.

«Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц» – так звучит норма Основного закона Украины, которая закрепляет одно из конституционных прав. При этом не случайной является формулировка нормы таким образом, что именно КАЖДОМУ должно быть гарантировано такое право, то есть независимо от того, является ли потерпевшим лицом гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства или вообще юридическое лицо.

Тем не менее, общеизвестным является тот факт, что воплощение любого права в жизнь всегда зависит от обеспечения государством, в лице уполномоченных органов, условий для его реализации. Данное право не является исключением и его обеспечение зависит от многих критериев – наличие соответствующего суда, к подведомственности которого относится дело о рассмотрении того или иного нарушенного права, обеспечение наличия в таком суде квалифицированного судьи и т.д. В то же время, первоочередным основанием для реализации данного права является обеспечение возможности обращения в судебные инстанции для восстановления нарушенных прав и интересов. К сожалению, такая возможность находится в прямой зависимости от уплаты соответствующего судебного сбора, ставка которого определена Законом Украины «О судебном сборе». Данный закон еще во время прохождения процедуры принятия, вызвал значительное количество негативных отзывов, поскольку ставки судебного сбора, определенные последним, были во многих случаях значительно выше по сравнению со ставками, определенными в Декрете Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине». Как следствие, возможность реализации права на «обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц» на сегодняшний день стало в зависимость от материального положения потерпевшего лица, а именно от того, имеет ли возможность последний оплатить надлежащий размер судебного сбора.

Принятие данного закона сделало логичным вывод, что повышение ставок является только началом, и в будущем они снова возрастут. И вот, 23 октября текущего года Парламентом сделан еще один шаг, направленный на смену ставок судебного сбора. Именно с 23 октября 203 (2013 года) года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» (далее по тексту – Закон), анализу которого и будет посвящена данная статья.

Ключевыми новеллами данного Закона (с большой буквы) являются изменение ставок, а также порядка уплаты судебного сбора при подаче исков в административные суды», введение ставок судебного сбора при подаче исков о взыскании морального ущерба, а также указание ставки судебного сбора, уплачиваемого при вынесении судом постановления о наложении административного взыскания.

Теперь рассмотрим все по порядку. Напомним, до 23 октября 2013 года при подачи административного иска истец обязан был уплатить судебный сбор в размере 1 процента суммы имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы (114,7 грн.) и не более 2 размеров минимальных заработных плат (2294,00 грн). При этом указанная выше сумма в обязательном порядке должна была быть уплачена до момента подачи административного иска. В ином случае такой иск оставался без движения на протяжении установленного судом срока для устранения недостатков, а при его завершении, в случае, если истец не устранил недостатки, возвращался истцу без рассмотрения.

Сегодня же ситуация с размером и условиями уплаты судебного сбора при подаче административного иска выглядит несколько иначе.

Во-первых, в связи с вступлением в силу изменений, при подаче административного иска, уплачивается только 10 процентов от сумы имущественных требований. Остальная часть судебного сбора сумма взыскивается с истца или ответчика пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требования. Таким образом, прослеживается отсрочка необходимости уплаты судебного сбора в рамках рассмотрения административного иска имущественного характера до момента вступления в силу судебного решения (в случае его обжалования – с момента вынесения решения соответствующим апелляционным административным судом).

Во-вторых, данным законом установлено, что ставка судебного сбора при подаче административного иска составляет:

  • 2 процента размера имущественных требований, но не менее 1,5 размера минимальной заработной платы (1720,5 грн. до конца 2013 года) и не более 4 размеров минимальной заработной платы (4588,00 грн. до конца 2013 года) – при подаче административного иска имущественного характера;

  • 0,06 размера минимальной заработной платы (8,82 грн. до конца 2013 года) – при подаче административного иска имущественного характера.

Таким образом, ставка судебного сбора при подаче административного иска имущественного характера, по сравнению с действующей ставкой, снова возросла. Тем не менее, истец получает:

а) отсрочку обязательства по уплате судебного сбора до момента вступления в силу судебного решения;

б) такое обязательство может быть возложено частично или в полном объеме на ответчика, в случае частичного или полного удовлетворения исковых требований.

Исконно новым моментом является отнесение исков о взыскании морального ущерба к отдельной подкатегории и, соответственно, установление ставок судебного сбора при подаче иска данного типа в процентном соотношении от суммы иска.

Так, до 23 октября 2013 года, при подаче исков о взыскании морального вред, необходимо было руководствоваться нормами п.6. ч. 2 статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе», который определял, что для расчета размера судебного сбора при подаче иска о взыскании морального ущерба, необходимо руководствоваться ценой иска, рассчитанной с учетом п.п. 1 п.1 ч. 2 статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе» (то есть 1 процент цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не более 3 размеров минимальной заработной платы).

Хотя на сегодняшний день определяющим фактором при подаче иска о взыскании морального ущерба так и осталась сумма заявленных требований, тем не менее, для данной категории споров определен новый алгоритм расчета ставок судебного сбора, а именно кратность цены иска размеру одной минимальной заработной плате. Если впоследствии» будет определено, что:

  • Цена иска о взыскании морального ущерба не превышает 5 размеров минимальных заработных плат (до 31.12. 2013 года – 5734,99 грн.) – ставка судебного сбора будет составлять 0,2 размера одной минимальной заработной платы (до 31.12. 2013 года – 229,4 грн.);

  • Цена иска о взыскании морального ущерба составляет 5 размеров минимальных заработных плат (до 31.12. 2013 года – 5735,00 грн.) и больше, но не более 50 размеров минимальных заработных плат (до 31.12. 2013 года – 57349,99 грн.) – ставка судебного сбора будет составлять 1 процент от цены иска;

  • Цена иска о взыскании морального ущерба составляет 50 размеров минимальных заработных плат (до 31.12. 2013 года – 57350,00 грн.) и больше, но не более 100 размеров минимальных заработных плат (до 31.12. 2013 года – 114699,99 грн.) – ставка судебного сбора будет составлять 2 процента от цены иска;

  • Цена иска о взыскании морального ущерба составляет от 100 размеров минимальных заработных плат включительно (до 31.12. 2013 года – 114700,00 грн.) – ставка судебного сбора будет составлять 10 процентов от цены иска.

Помимо внесения изменений в части ставок судебного сбора при подаче иска о взыскании морального вреда, Законом также определен размер судебного сбора при вынесении судом постановления о наложении административного взыскания. Размер судебного сбора установлен на уровне 0,03 размера одной минимальной заработной платы (до 31.12. 2013 года 34,41).

Также, в связи с введением данной ставки судебного сбора, Законом были внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях путем дополнения последнего статьей 401,которой определено лицо, которое обязано уплатить данный судебный сбор – им будет выступить лицо, на которое наложено административное взыскание. Для уплаты судебного сбора, постановление суда (судьи) о наложении административного взыскания должно в обязательном порядке содержать положение о взыскании с лица, в отношении которого оно вынесено, судебного сбора (ч. 5 статьи 258 КУоАП).

Проведенный анализ данного Закона позволяет отметить как позитивные, так и негативные стороны нововведений. К позитивным мы можем отнести внесение в Закон положений, дающих возможность при подаче административного иска имущественного характера уплачивать лишь его часть в размере 10 процентов от общей суммы требований. Остальная часть будет распределена между сторонами в результате судебного рассмотрения дела. Данное положение, несомненно, снижает экономическую нагрузку при обращении в суд с административным иском. Более того, с учетом нарастающего с каждым днем количества исков, направленных на обжалование действий и/или бездействий налоговых и таможенных органов, введение данной нормы, безусловно, будет носить позитивный характер.

Что касается негативных моментов – в данном случае следует отметить наличие негативной тенденции, направленной на создание искусственных ограничений для реализации права на обжалование в суде нарушенных прав и интересов граждан и юридических лиц путем увеличения и дополнения новыми, ставок судебного сбора.